МКОУ Джогинская СОШ
Джогино
  • Безопасность

      Обращение к родителям несовершеннолетних об ответственности за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей по обеспечению защиты жизни и здоровья своих детей

    В случае злоупотреблений со стороны родителей и иных законных представителей (приемных родителей, опекунов, попечителей), дети имеют право на защиту, в том числе со стороны государственных органов. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке (ст. 65 СК РФ).

    За неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями и иными законными представителями обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних установлена административная ответственность по ч.1 ст. 5.35 КоАП РФ в виде предупреждения или штрафа в размере от 100 до 500 руб.

    В соответствии с ч. 2 ст. 5.35. КоАП РФ за нарушение родителями (иными законными представителями) прав и интересов несовершеннолетних, выразившееся в лишении их права на общение с родителями или близкими родственниками, если такое общение не противоречит интересам детей, в намеренном сокрытии места нахождения детей помимо их воли, в неисполнении судебных решений об определении места жительства детей, о порядке осуществления родительских прав либо в ином воспрепятствовании осуществлению родителями прав на воспитание и образование детей и на защиту их прав и интересов предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа в размере от 2 до 3 тыс. руб.

    Согласно ч. 3 ст. 5.35. КоАП РФ повторное совершение такого административного правонарушения влечет наложение административного штрафа в размере от 4 до 5 тыс. руб. или административный арест на срок до пяти суток.

    Кроме того, одним из превентивных составов преступлений, направленных на защиту прав несовершеннолетних, является ст. 156 УК РФ, установившая уголовную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение родителем или иным законным представителем обязанностей по воспитанию детей соединенное с жестоким обращением с ребенком в виде причинения ему физических и нравственных страданий.

    Жестокое обращение может проявляться в применении к несовершеннолетним недопустимых способов воспитания, физического или психического насилия, которое выражается в действии (бездействии), направленном на причинение несовершеннолетнему моральных и нравственных страданий, покушении на их половую неприкосновенность, унижении их достоинства, не оказании медицинской помощи, не приобретении лекарств, длительном оставление детей без присмотра и пищи, в холодном, не отапливаемом помещении, отсутствии элементарных предметов гигиены, постельных принадлежностей, необходимой одежды и обуви, условий для полноценного отдыха, не осуществлении должного ухода за малолетними и др.

    По результатам рассмотрения уголовного дела по ст. 156 УК РФ суд может назначить такому родителю уголовное наказание в виде штрафа в размере до 100 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1 года, обязательные или исправительные работы, либо лишение свободы на срок до трех лет.

    Некоторые формы жестокого обращения в силу повышенной общественной опасности содеянного могут выходить за рамки данного преступления и требуют дополнительной квалификации в случаях умышленного причинения ребенку вреда здоровью, его истязания, либо лишения жизни по статьям 115, 112, 111, 117, 105 УК.

    Помимо этого, ответственность родителей за неисполнение обязанностей по воспитанию детей может быть гражданско-правовой в виде взыскания с родителей компенсации морального вреда, причиненного несовершеннолетнему, и семейно-правовой, которая заключается в отобрании органом опеки и попечительства ребенка у родителей в случае непосредственной угрозы его жизни или здоровью, ограничения или лишения родительских прав (ст. ст. 69, 73, 77 СК РФ).

    В случае беспечности и недосмотра за детьми, которые погибли, выпав из окна, самостоятельно забравшись на подоконник и оперевшись на противомоскитную сетку, утонув в водоеме, возгорания жилого помещения, вследствие шалостей с огнем родители могут быть привлечены к уголовной ответственности по ст. 125 УК РФ за заведомое оставление без помощи ребенка, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению вследствие малолетнего возраста, если родитель имел возможность оказать ребенку помощь и обязан был заботиться о нем либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние и по ст. 109 УК РФ за причинение смерти по неосторожности.

    Профилактика детского травматизма

    Профилактика детского травматизма в летний период

    В период летнего отдыха и каникул у детей и подростков значительно увеличивается объем свободного времени. которое они часто проводят самостоятельно без присмотра взрослых. В связи с этим у несовершеннолетних детей без присмотра взрослых резко возрастают риски несчастных случаев, приводящих к травмам, увечьям, и даже детской смертности от внешних причин.

    Настоящие рекомендации разработаны федеральным государственным бюджетным научным учреждением "Центр защиты прав и интересов детей" на основе материалов, представленных Министерством здравоохранения Российской Федерации.

    Наиболее распространенные несчастные случаи

    Медицинские эксперты Всемирной организации здравоохранения пришли к выводу - в настоящее время в большинстве цивилизованных стран дети больше страдают в результате несчастных случаев, чем от всех болезней вместе взятых. Задача родителей сделать все возможное, чтобы максимально обезопасить своего ребенка от несчастного случая. Наиболее распространенные несчастные случаи, приводящие к увечьям и смерти детей:

    ·ожоги;

    ·падения с высоты;

    ·утопления;

    ·отравления;

    ·поражения электрическим током;

    ·дорожно-транспортные происшествия, включая происшествия с участием мотоциклистов, велосипедистов, а также роллинг (катание на роликах).

    На основании статистических данных, полученных из баз данных Всемирной организации здравоохранения, можно утверждать, что причинами несчастных случаев в детском возрасте чаще всего являются:

    ·отсутствие должного надзора за детьми всех возрастных групп;

    ·неосторожное, неправильное поведение ребенка в быту, на улице, во время игр, занятий спортом.

    Возникновению несчастных случаев способствуют и психологические особенности детей: любознательность, большая подвижность, эмоциональность, недостаток жизненного опыта, а отсюда отсутствие чувства опасности. Причины несчастных случаев с детьми имеют возрастную специфику:

    ·в возрасте до 4 лет дети чаще подвергаются несчастным случаям, самостоятельно познавая окружающий мир;

    ·в возрасте от 5 до 10 лет несчастные случаи наступают вследствие шалости, неосторожного поведения ребенка;

    ·в возрасте от 10 до 14 лет и старше - вследствие борьбы за лидерство. Так, у детей 10 - 12 лет появляются новые интересы, они становятся более активными, самостоятельными, в играх стараются проявить изобретательность, стремятся утвердиться в среде сверстников;

    ·бурная энергия и активность - факторы, способствующие возникновению несчастных случаев у школьников 10 - 13 лет. Подросток, сознавая свою "нескладность", старается ее скрыть напускной грубостью, бравадой. Начавшаяся интенсивная деятельность желез внутренней секреции сказывается на состоянии нервной системы подростков. Неуравновешенность, вспыльчивость, повышенная возбудимость с недостаточной выдержкой делают их шумными, импульсивными.

    Обучение детей основам профилактики несчастных случаев

    С учетом указанных причин работа родителей по предупреждению несчастных случаев должна вестись в следующих направлениях:

    ·создание безопасной среды пребывания ребенка, обеспечение надзора;

    ·систематическое обучение детей основам профилактики несчастных случаев.

    Создание безопасной среды пребывания ребенка предполагает:

    ·организацию досуга ребенка, включение его в интересные и полезные развивающие занятия;

    ·ограничение опасных условий, обеспечение недоступности для ребенка опасных средств и веществ;

    ·запрет на пребывание ребенка в местах, связанных с рисками для жизни и здоровья без присмотра взрослых (стройках, запретных и промышленных зонах, местах интенсивного движения транспорта, открытых водоемах и т.п.);

    ·обеспечение постоянного надзора за времяпровождением и занятиями ребенка (обеспечение организованного отдыха или присмотра со стороны самих родителей, родственников и т.п., регулярный контакт с ребенком в течение дня с использованием электронных средств связи).

    Систематическое обучение детей основам профилактики несчастных случаев включает:

    ·информирование ребенка о видах и причинах несчастных случаев, рисках, влекущих за собой травматизм, увечья и смерть, а также об условиях и способах избежания несчастных случаев;

    ·регулярное инструктирование ребенка о правилах и мерах безопасного поведения в быту, на улицах, дороге, транспорте, на игровых и спортивных площадках и т.п.;

    ·обучение ребенка (особенно подростка) противостоянию подстрекательству к опасному поведению со стороны ровесников или старших товарищей, формирование ответственности за здоровье и жизнь окружающих людей, особенно младших товарищей, которые могут стать жертвой нелепых и опасных рекомендаций подростков, подстрекающих к опасным играм и занятиям;

    ·обучение ребенка элементарным мерам первой помощи, и, прежде всего, обеспечение возможности обратиться за помощью к взрослым.

    Основные условия проведения успешной профилактической работы с детьми

    1. Чтобы избежать несчастных случаев, родители, прежде всего, должны изменить свое собственное отношение к рискам. Несчастные случаи должны перестать считаться роковым злом, которое почти невозможно предупредить. Только при таком условии можно выработать у ребенка навыки осмотрительного поведения.

    2. Родители сами должны показывать пример безопасного и ответственного поведения.

    3. Важно не развить у ребенка чувства робости и страха, а, наоборот, внушить ему, что опасности можно избежать, если вести себя правильно!

    4. Никакой реальной пользы не будет от бесконечных напоминаний "будь осторожен", "делай аккуратно". Необходимо конкретно объяснять, что именно следует делать и что делать нельзя. Следует научить его последовательно выполнять ряд действий, объясняя, почему необходимо делать именно так. Действие, которое взрослыми совершается автоматически, ребенку необходимо объяснить детально.

    5. Основное внимание взрослых в профилактике обычно бывает направлено на предупреждение дорожно-транспортного травматизма и предупреждение несчастных случаев при выполнении хозяйственных работ. Родителям важно понимать, что несчастные случаи чаще всего происходят во время игр и развлечений. Следует именно им уделять повышенное внимание при инструктировании ребенка.

    6. Очень важно приучать детей к самообслуживанию, к участию в домашнем труде. Ребята, помогающие родителям, как правило, более аккуратны и внимательны и менее подвержены действию опасных факторов. Приучая ребенка к работе по дому, следует подробно разъяснить ему, почему необходимо выполнять те или иные правила при пользовании ножом, иголкой, электроприборами, механизированными инструментами.

    7. Иногда бывает полезно рассказать ребенку о несчастных случаях, происшедших с другими детьми. Чтобы этот рассказ ему запомнился и принес реальную пользу воспитанию навыков правильного поведения, необходимо предоставить возможность самому разобраться в причинах несчастья. Ребенок должен понять, как можно было бы в данной ситуации избежать опасности. Именно такой подход убедит его в том, что опасность всегда можно предотвратить.

    8. Родители не должны равнодушно проходить мимо небезопасных шалостей детей, их долг предотвратить беду, даже если она угрожает чужому ребенку. Если родители совместно с детьми становятся свидетелями опасного и рискованного поведения других людей, это должно стать поводом для серьезного обсуждения.

    Рекомендации по предупреждению несчастных случаев

    Для предупреждения несчастных случаев необходимо помнить о причинах, приводящих к ним, а также действиях, обеспечивающих их предупреждение, предотвращение.

    Ожоги

    Ожоги могут быть вызваны соприкосновением с горячими поверхностями, горючими веществами, при нахождении вблизи открытого огня, а также в результате длительного пребывания на солнце (такие ожоги могут сопровождаться солнечным или тепловым ударом). Для предупреждения ожогов:

    ·ограничьте доступ детей к открытому огню, явлениям и веществам, которые могут вызвать ожоги;

    ·запретите детям разводить костры и находиться вблизи открытого огня без присмотра взрослых.

    Для профилактики солнечных ожогов и ударов необходимо:

    ·защищать в солнечную жаркую погоду голову светлым (светлое лучше отражает солнечный свет), легким, легко проветриваемым головным убором желательно из натурального хлопка, льна;

    ·защищать глаза темными очками, при этом очки должны быть с фильтрами, полностью блокирующими солнечные лучи диапазонов A и B;

    ·избегать пребывания на открытых пространствах, под воздействием прямых солнечных лучей (солнце наиболее активно и опасно в период с 12 до 16 часов);

    ·нанести на кожу ребенка солнцезащитный крем (не менее 25 - 30 единиц) за 20 - 30 минут до выхода на улицу;

    ·находиться на солнце (если ребенок загорает в первый раз) можно не более 5 - 6 минут и 8 - 10 минут после образования загара;

    ·принимать солнечные ванны не чаще 2 - 3 раз в день с перерывами, во время которых ребенок должен быть в тени;

    ·избегать воздействия прямых лучей солнца на непокрытое тело, а особенно голову. С этой целью необходимо прикрываться зонтом, чередовать купание и отдых, не засыпать на солнце, не совершать продолжительных экскурсий в жару, больше пить;

    ·не находиться долгое время на солнце (даже под зонтом). Продолжительность солнечных ванн изначально не должна быть дольше 15 - 20 минут, впоследствии можно постепенно увеличить время, но не дольше двух часов с обязательными перерывами нахождения в тени и прохладе;

    ·загорать лучше не лежа, а в движении, а также принимать солнечные ванны в утренние и вечерние часы;

    ·приучать ребенка поддерживать в организме водный баланс: находясь на отдыхе на море, пить не меньше 2 - 3 литров в день;

    ·протирать время от времени лицо мокрым, прохладным платком, чаще умываться и принимать прохладный душ;

    ·научить ребенка при ощущении недомогания незамедлительно обращаться за помощью.

    Падение с высоты

    Падения с высоты чаще всего связаны с пребыванием детей без присмотра в опасных местах на высоте, с опасными играми на крышах, стройках, чердаках, сараях, деревьях, а также с нарушением правил поведения на аттракционах и качелях. Для предупреждения падения с высоты необходимо:

    ·запретить детям играть в опасных местах; - не оставлять детей без присмотра на высоте;

    ·объяснить подробно правила пользования аттракционами и качелями, необходимость соблюдения всех правил безопасности, в том числе не вставать во время движения аттракциона или во время раскачивания, не раскачиваться на большую высоту и т.п., а также использования всех страховочных приспособлений;

    ·обеспечить ребенку безопасность и присмотр при открытых окнах и балконах; объяснить, что москитные сетки не защищают от падений

    Отравление

    Отравления чаще всего наступают в результате вдыхания или соприкосновения ребенка с ядовитым веществом, употребления внутрь медикаментов, а также при употреблении в пищу ядовитых грибов, ягод или ядовитых растений. Для предупреждения отравления необходимо:

    ·хранить ядовитые вещества и медикаменты в недоступном для детей месте, в специально маркированной посуде;

    ·давать ребенку лекарственные препараты только по назначению врача и ни в коем случае не давать ему лекарства, предназначенные для взрослых или детей другого возраста;

    ·не употреблять в пищу незнакомые грибы и ягоды. Объяснить ребенку, что пробовать незнакомые грибы, ягоды и другие растения опасно для жизни.

    Поражение электрическим током

    Поражение электрическим током чаще всего наступает при нахождении детей в запрещенных местах (на стройках, в промышленных зонах, заброшенных домах и т.п.). Для предупреждения поражения электрическим током необходимо:

    ·запретить детям играть в опасных местах;

    ·объяснить ребенку опасность прикосновения к электрическим проводам.

    Утопление

    Утопления происходят по причине купания в запрещенных местах, ныряния на глубину или неумения ребенка плавать. Для предупреждения утопления необходимо:

    ·не оставлять ребенка без присмотра вблизи водоема;

    ·разрешать купаться только в специально отведенных для этого местах;

    ·обеспечить его защитными средствами в случае, если ребенок не умеет плавать;

    ·напоминать ребенку правила поведения на воде перед каждым посещением водоема.

    Роллинговый травматизм

    Роллинговый травматизм наступает в результате падений при катании на роликовых коньках. Нередко приводит к тяжелейшим повреждениям опорно-двигательного аппарата и травмам головы, иногда несовместимым с жизнью. Для предупреждения роллингового травматизма необходимо:

    ·выбирать правильно роликовые коньки: голенище должно надежно поддерживать голеностопный сустав;

    ·научить ребенка стоять и перемещаться на роликах. Для этого можно подвести его к перилам, поставить между двух стульев. Важно проследить за правильной постановкой голеностопного сустава;

    ·научить способам торможения. Если не можете этого сделать сами - пригласите опытного роллера;

    ·обязательно приобрести наколенники, налокотники, напульсники и шлем - это предупредит основные травмы; требуйте их использования ребенком;

    ·научить ребенка правильно падать: вперед на колени, а затем на руки;

    ·запретить кататься вблизи проезжей части;

    ·научить детей избегать высоких скоростей, следить за рельефом дороги, быть внимательным.

    Дорожно-транспортный травматизм

    Дорожно-транспортный травматизм происходит при несоблюдении правил дорожного движения с участием пешеходов, автомобилей, при езде на велосипеде и мотоцикле. Для предупреждения дорожно-транспортного травматизма необходимо:

    ·соблюдать неукоснительно самим, а также научить ребенка соблюдать правила дорожного движения;

    ·научить ребенка правильно переходить проезжую часть (в установленных местах, на разрешенный сигнал светофора, убедившись в отсутствии транспортных средств). Самая опасная машина - стоящая: ребенок считает, что если опасности не видно, значит, ее нет. Но, выходя из-за такой машины на проезжую часть, 63 ребенка из 100, попавших в дорожное происшествие, попадают под колеса другой машины;

    ·использовать при перевозке ребенка в автомобиле специальное кресло и ремни безопасности;

    ·научить ребенка безопасному поведению при езде на мотоцикле и велосипеде. Дети должны обязательно использовать защитные шлемы и другие защитные приспособления.

    Серьезный риск представляет нарушение правил поведения на железной дороге. Для предупреждения дорожно-транспортного травматизма на железной дороге необходимо:

    ·не оставлять детей без присмотра вблизи железнодорожных путей; - запрещать детям находиться на железнодорожных узлах, развязках и т.п., кататься на крышах, подножках, переходных площадках вагонов;

    ·учить детей переходить железнодорожные пути только в специально отведенных местах;

    ·соблюдать самим и требовать от детей соблюдения правил проезда в железнодорожном транспорте: нахождения на платформах, посадки и высадки пассажиров из вагона, поведения в вагонах.

    Родители должны помнить, что соблюдение правил безопасности во всех ситуациях - это средство спасения жизни и здоровья ребенка!


    Изображения.

    Безопасность на водных объектах

    БЕЗОПАСНОСТЬ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД.

    На пляжах и в других местах массового отдыха запрещается:

    1) купаться в местах, где выставлены щиты (аншлаги) с предупреждающими и запрещающими знаками и надписями;

    2) заплывать за буйки, обозначающие отведенные для купания участки акватории водного объекта;

    3) подплывать к моторным, парусным судам, весельным лодкам и другим плавсредствам;

    4) прыгать с не предназначенных для этих целей сооружений в воду;

    5) загрязнять и засорять водные объекты и берега;

    6) употреблять спиртные напитки;

    7) купаться при подъеме на мачте черного шара, обозначающего "купание запрещено", а также в состоянии алкогольного опьянения;

    8) приводить с собой собак и других животных;

    9) играть с мячом и в спортивные игры в не отведенных для этих целей местах, а также допускать неприемлемые на водных объектах действия, связанные с нырянием и захватом купающихся, подавать крики ложной тревоги;

    10) плавать на досках, бревнах, лежаках и других, не предназначенных для этих целей, предметах;

    11) использование механических транспортных средств.

    БЕЗОПАСНОСТЬ В ЗИМНИЙ ПЕРИОД.

    Меры безопасности на льду.

    При переходе через водный объект по льду следует пользоваться оборудованными ледовыми переправами или проложенными тропами, а при их отсутствии убедиться в прочности льда с помощью пешни.

    Проверять прочность льда ударами ноги опасно.

    Во время движения по льду следует обходить опасные места и участки, покрытые толстым слоем снега. Особую осторожность необходимо проявлять в местах, где быстрое течение, родники; где на поверхности льда имеются кусты и трава; где впадают в водоем ручьи и вливаются теплые сточные воды промышленных предприятий и где ведется заготовка льда.

    Безопасным для перехода является лед с зеленоватым оттенком и толщиной не менее 10 см.

    При переходе по льду группами необходимо следовать друг за другом на расстоянии 5-6 метров и быть готовыми оказать немедленную помощь впереди идущему.

    Перевозка грузов производится на санях или других приспособлениях с возможно большей площадью опоры на поверхность льда.

    Пользоваться на водных объектах площадками для катания на коньках разрешается после тщательной проверки прочности льда, толщина которого должна быть не менее 12 см, а при массовом катании - не менее 25 см.

    При переходе через водный объект по льду на лыжах рекомендуется пользоваться проложенной лыжней, а при ее отсутствии, прежде чем двигаться по целине, следует отстегнуть крепления лыж и снять петли лыжных палок с кистей рук.

    Рюкзак или ранец необходимо взять на одно плечо. Расстояние между лыжниками должно быть 5-6 метров. Во время движения лыжник, идущий первым, ударами палок проверяет прочность льда и следит за его состоянием.

    Во время рыбной ловли нельзя пробивать много лунок на ограниченной площади и собираться большими группами.

    Каждому рыболову рекомендуется иметь спасательное средство в виде шнура длиной 12-15 метров, на одном конце которого должен быть закреплен груз с весом 400-500 граммов, а на другом изготовлена петля.

    ВЫЕЗД МЕХАНИЧЕСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ НА ЛЕД ЗАПРЕЩАЕТСЯ!

    Организация обеспечения транспортной безопасности

    Как все работает? Обеспечение транспортной безопасности осуществляется с помощью установленных законом мероприятий, целью которых является забота о жизни и здоровье пассажиров, а также сохранности перевозимых грузов.

    Почему это важно? За последнее время число техногенных аварий хоть и незначительно, но увеличилось. Также возросло количество террористических актов. В связи с этим вопросам транспортной безопасности уделяется все более пристальное внимание.

    Из этого материала вы узнаете:

    1. Правовое регулирование отрасли
    2. Цели и задачи обеспечения транспортной безопасности
    3. Принципы обеспечения транспортной безопасности
    4. Классификация угроз транспортной безопасности
    5. Система мер по обеспечению транспортной безопасности
    6. Прохождение аттестации работниками для обеспечения транспортной безопасности

    Правовое регулирование отрасли

    Порядок осуществления транспортных перевозок регламентирован рядом нормативно-правовых актов, принятых Министерством транспорта РФ. Основными их них являются следующие:

    1. Федеральный закон № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» от 09 февраля 2007 года регламентирует вопросы, касающиеся порядка обеспечения транспортной безопасности как пассажиров, так и грузов.
    2. Приказ Министерства транспорта России № 212 «Об утверждении Правил перевозок грузов железнодорожным транспортом насыпью и навалом» от 28 июня 2021 года. Содержит важные положения применительно к одному из четырех видов транспорта.
    3. Приказ Минтранспорта РФ № 231 «Об утверждении требований к знаниям, умениям, навыкам сил обеспечения транспортной безопасности» от 21 августа 2014 года. Устанавливает требования, которым должны соответствовать водители, транспортные средства, операторы перевозок.
    4. Приказ Минтранспорта РФ № 243 «Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности» от 08 сентября 2014 года содержит правовые основы образовательной деятельности в сфере безопасности дорожного движения.

    В каждой отрасли перевозок существуют акты, которые применяются к соответствующей сфере по отдельным вопросам. Ряд документов принят на международном уровне, в частности ДОПОГ, устанавливающий особенности осуществления перевозки опасных грузов.

    Цели и задачи обеспечения транспортной безопасности

    Под системой обеспечения транспортной безопасности в РФ понимается комплекс законодательных, организационных мер, которые позволяют создать условия для безопасного осуществления перевозок грузов, пассажиров, их багажа. Собственный порядок регулирования устанавливается для каждого вида транспорта, в каждом случае есть специфические особенности.

    Основными целями подобных мер является защита пассажиров, грузов, операторов перевозок от причинения вреда жизни и здоровью, имуществу, транспортным средствам.

    Указанные цели достигаются посредством решения следующих задач:

    • Законодательное регламентирование сферы транспортной безопасности.
    • Выявление угроз незаконных действий в работе транспорта.
    • Выявление рисков в ОТИ и работе транспортных средств.
    • Классификация транспортных средств и средств обеспечения перевозок.
    • Составление и исполнение планов обеспечения транспортной безопасности.
    • Определение условий, необходимых для безопасного выполнения перевозок.
    • Обучение персонала, занятого в перевозках и работе транспортной инфраструктуры.
    • Выполнение контролирующих мероприятий в сфере безопасности перевозок пассажиров и грузов.
    • Разработка методических и информационных материалов, научная деятельность в сфере безопасности перевозок.
    • Выдача разрешительной документации на технические средства, используемые для обеспечения транспортной безопасности.

    Читайте также!

    Система транспортной безопасности: как это работает

    Подробнее

    Отдельно следует остановиться на значении деятельности, обеспечивающей снижение рисков на транспорте.

    • Создаются условия до безопасных перевозок пассажиров и грузов.
    • Обеспечивается безопасность самих перевозчиков.
    • Обеспечивается сохранность объектов инфраструктуры, задействованной в перевозках.
    • Поддерживается финансово-экономическая стабильность компаний – операторов перевозок.
    • Создаются условия для соблюдения экологических требований.
    • Поддерживается в работоспособном состоянии отрасль перевозок в экономике.
    • Соблюдаются требования пожарной безопасности.
    • Создаются условия для соблюдения санитарно-эпидемиологических ограничений.
    • Обеспечивается информационная безопасность.

    Регламентация сферы перевозок пассажиров и грузов совершенно необходима для обеспечения безопасности транспортной деятельности. В этом случае обеспечивается своевременное выявление нарушений, создающих угрозу жизни и здоровью пассажиров и сохранности их имущества, своевременное их устранение, а также профилактика правонарушений.

    В штате любого крупного перевозчика должен находиться сотрудник, ответственный за соблюдение правил обеспечения транспортной безопасности, прошедший необходимую профессиональную подготовку и проверку знаний.

    Принципы обеспечения транспортной безопасности

    Деятельность по организации безопасности перевозок основана на следующих принципах:

    • Обеспечение равновесия между целями личности, общества, государства.
    • Соблюдение нормативно-правовых актов.
    • Взаимная ответственность отдельного человека, всего социума, государства за выполнение требований безопасности перевозок.
    • Постоянство.
    • Взаимодействие с иностранными системами обеспечения безопасности.
    • Взаимодействие между перевозчиками, государственными органами, муниципалитетами.

    Классификация угроз транспортной безопасности

    На безопасность перевозок могут негативно влиять различные факторы как техногенные, так и природные. Отдельно стоит выделить следующие их них:

    • Совершение террористических актов. Злоумышленники могут угнать, повредить, уничтожить транспортные средства и объекты инфраструктуры, причинить вред жизни и здоровью граждан с целью их устрашения.
    • Неправомерные действия, нарушающие нормальный порядок перевозок (блокировка транспортных путей в ходе протестов, забастовок, оставление на железнодорожных путях предметов, препятствующих перемещению по рельсам подвижного состава).
    • Преступные действия в отношении пассажиров и грузов (хищение имущества, захват пассажиров в заложники и др.).
    • Авариные ситуации, которые могут быть вызваны как материально-техническим состоянием транспортных средств и объектов инфраструктуры, так и ненадлежащей подготовкой водителей, работников транспортных путей, организационными недостатками.

    В зависимости от источника опасности различают следующие угрозы для перевозок:

    • Социогенные (хулиганство, терроризм, перекрытие транспортных путей, несоблюдение требований по эксплуатации, дорожно-транспортные происшествия, кража грузов и багажа).
    • Техногенные (ветхость транспортных средств и объектов инфраструктуры, несоблюдение технологии выполнения строительных работ, применение некачественных материалов).
    • Природные (паводки, селевые сходы, гололед, дождь и другие).

    Еще один признак для классификации угроз в области обеспечения транспортной безопасности – это нахождение источников угрозы внутри страны или за ее пределами. Внутренними факторами являются изношенность дорожных сетей, незаконная деятельность российских граждан, несоблюдение требований нормативно правовых актов при выполнении перевозок. Внешними являются угрозы, вызванные недружественными действиями других государств, их граждан, препятствующих нормальному порядку перевозок.

    Читайте также!

    Видеонаблюдение на транспорте: безопасность и контроль

    Подробнее

    На практике разработаны категории обеспечения транспортной безопасности, которым соответствует один из трех уровней риска совершения неправомерного вмешательства в работу транспортной инфраструктуры.

    • 1-й уровень – возможно совершение неправомерных действий в отношении инфраструктуры перевозок;
    • 2-й уровень – присутствует высокая вероятность совершения неправомерных действий в отношении инфраструктуры перевозок;
    • 3-й уровень – очевидная угроза совершения неправомерных действий в отношении инфраструктуры перевозок.

    Система мер по обеспечению транспортной безопасности

    Обеспечение дорожно-транспортной безопасности достигается не только усилиями государства, но и действиями самих перевозчиков, пассажиров, других граждан. Отметим основные средства, которые позволяют достичь достаточного уровня защищенности перевозок.

    Организационные мероприятия

    Государственные органы, эффективность их работы играют важную роль практически в любой социально значимой сфере. В этом плане безопасность перевозок не является исключением.

    Следует отметить, что организация перевозок пассажиров и грузов является одной из наиболее подробно регламентированных отраслей. Для каждого вида транспорта предусмотрены как общие, так и специальные требования. В их числе можно выделить следующие:

    • наличие секторов неограниченного доступа (зоны со свободным доступом при условии прохождения предварительного досмотра);
    • организация транспортного сектора (точки, в которую может быть доставлено только досмотренное лицо при наличии проездного документа);
    • наличие технологического сектора (доступ имеется только у работников, обслуживающих соответствующий промышленный объект).

    Каждый из перечисленных секторов отмечается специальным образом.

    Основное значение при обеспечении безопасности объектов транспортной инфраструктуры приобретает план реализации соответствующих мер, который включает в себя правовые, организационные, административные и иные действия, составляющие систему транспортной безопасности как таковую.

    Инженерные средства

    Система обеспечения безопасности перевозок для сохранения своей эффективности должна предусматривать возможность как совершенствования уже используемых элементов, так и включения новых звеньев, соответствующих современному уровню развития технологий, науки, менеджмента. Одним из подобных звеньев являются инженерные методы обеспечения безопасности транспортных средств. На них возлагается задача по пресечению несанкционированного доступа на закрытый объект.

    Инженерные средства должны соответствовать особенностям архитектуры объекта, его планировке, используемым при возведении материалам, ряду иных условий (геологические, гидрологические особенности, размещение на местности). Также учитываются особенности способа использования объекта.

    Применительно к транспортной инфраструктуре инженерными средствами следует считать всевозможные заграждения, противотаранные устройства, ворота с соответствующим классом защиты от взлома, шлюзы, замки.

    Технические средства

    В современном мире растет опасность совершения неправомерных действий, способных повлечь вред жизни и здоровью больших масс людей, имуществу. Подобные угрозы исходят как от организованных террористических организаций, так и от вооруженных формирований, работающих в интересах иностранных государств.

    Читайте также!

    Какой транспондер лучше: виды, особенности, преимущества

    Подробнее

    В этой связи требуются надежные технические средства обеспечения транспортной безопасности, которые позволяют физически защитить критически важные объекты от посягательств. Сюда относятся следующие средства:

    • оборудование для получения и анализа информации;
    • средства оповещения об угрозе;
    • СКУД;
    • проверка личности и имущества;
    • устройства для связи и передачи данных;
    • сигнализация;
    • приборы аудиофиксации;
    • оборудование видеоконтроля;
    • видеосъемка с возможностью распознавания лиц.

    Указанные средства широко используются при обеспечении охраны мест массового скопления людей, зданий, КПП.

    Технические средства защиты составляют основу системы обеспечения транспортной безопасности, вокруг которой выстраивается структура всех остальных элементов.

    Важно заметить, что в силу нахождения на небольшой площади значительного количества людей именно транспортные узлы (вокзалы, автовокзалы, аэропорты) часто становятся объектом посягательства террористических групп. Это предъявляет повышенные требования к мерам безопасности, которые должны быть обеспечены на таких объектах.

    Повышение уровня технической оснащенности систем безопасности перевозок невозможно без достаточного финансирования, поэтому данная задача должна получать достаточное внимание со стороны государства при разработке закона о бюджете. Также серьезных вложений требует подготовка и содержание специальных сотрудников, отвечающих за безопасность на транспорте и обслуживающих соответствующую инфраструктуру.

    Физическая защита

    Физическая защита объекта предполагает комплекс мер, реализуемых уполномоченными организациями и специалистами для создания достаточной защищенности объекта охраны от каких бы то ни было противоправных посягательств. При всей важности эффективности технических средств защиты человеческий фактор очень важен.

    К защите объектов транспортной инфраструктуры допускаются подразделения транспортной безопасности, аккредитованные Росавтодором, а также частные охранные предприятия по соглашению с собственниками объектов защиты.

    Эффективность защиты во многом зависит от оперативности, своевременности реагирования на сигналы, поступающие от средств наблюдения оповещения.

    Также надлежащий уровень защиты позволяет обеспечить комплексный подход к организации обеспечения транспортной безопасности, в котором каждый из элементов получает достаточно внимания. Концентрация ресурсов и сил на каком-то одном направлении делает уязвимыми другие элементы, поэтому в структуре средств безопасности должен соблюдаться разумный баланс.

    Прохождение аттестации работниками для обеспечения транспортной безопасности

    Согласно требованиям Федерального закона № 16-ФЗ сотрудники, привлеченные к обеспечению транспортной безопасности, должны проходить периодическую аттестацию, которая проводится специализированными органами на основании аккредитации Федерального дорожного агентства России. В ходе аттестации уделяется внимание следующим направлениям:

    • Проверка физической подготовки.
    • Проверка психофизиологических особенностей (стрессовая устойчивость, внимательность).
    • Тестирование теоретических знаний, необходимых для выполнения функций подразделения транспортной безопасности.

    Результаты аттестации напрямую зависят от того, в каком учебном заведении была получена профессиональная подготовка.

    Отметим, что злоумышленники постоянно совершенствуют свои навыки. Требования по обеспечению транспортной безопасности должны соответствовать растущим возможностям преступников, которые находят все новые и новые способы обхода защиты. Организации, обеспечивающие безопасность перевозок, обязаны задействовать новые средства охраны и уделять пристальное внимание качеству подготовки специалистов.

    Безопасность на железной дороге

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie